Предисловие В случае если стены сооружения деревянные, либо выполнены из пено- или газосиликатных блоков, допускается не зарывать фундамент ниже отметки промерзания грунта.
Если здание, которое предстоит возводить, не будет сильно нагружать грунт, то фундамент для этого сооружения сильно заглублять не нужно. Несущие конструкции разделяются на категории по многим признакам, одним из которых является заглубление. Фундамент допускается устанавливать ниже отметки замерзания почвы и, наоборот. В случае с мелкозаглубленным основанием здания, оно должно быть погружено в землю на 50-70 см. Ответы на такие вопросы как: устройство мелкозаглубленного ленточного фундамента, его возведение собственными силами при различных условиях, а также утепление несущей конструкции можно найти в данной публикации.
В каких случаях применяют несущие конструкции данного типа
Содержание
В начале статьи уже упоминалось о зданиях, не оказывающих сильного давления на грунт, это обусловлено материалом, который использовался при строительстве. В случае если стены сооружения деревянные, либо выполнены из пено- или газосиликатных блоков, допускается не зарывать фундамент ниже отметки промерзания грунта. Вторым условием применения несущей конструкции подобного типа является высота здания, такая постройка не должна быть выше 3-х этажей. Для подобных случаев используются расчеты профессиональных проектировщиков, которые учтут все факторы и нагрузки, действующие на грунт, чтобы избежать осадки несущей конструкции. На выбор типа фундамента также должен повлиять вид грунта. Для мелкозаглубленного ленточного фундамента идеально подходят слабопучинистые или непучинистые грунты. Несущие конструкции на других типах земли обязательно нужно армировать и подсыпать большое количество песка. Очень распространено возведение мелкозаглубленного ленточного фундамента на глине и суглинке.
Как сделать сборный или монолитный мелкозаглубленный ленточный фундамент своими руками
Работу, для удобства, следует разбить на части. Очень важно соблюдать правильную последовательность, она указана ниже. Отступление от правил может привести к трещинам в несущей конструкции. Итак, как сделать мелкозаглубленный ленточный фундамент своими руками:
1-й этап. Необходимо вырыть траншею, глубина которой составляет 0,5-0,7 м. Ее дно будет устилать подушка из крупнозернистого песка. Во избежание его заиливания стенки траншеи устилаются специальной пленкой, которая служит гидроизолятором, в этом же качестве можно использовать рубероид. Все вышеперечисленные меры снижают вероятность деформации земли, что особенно для нее характерно в сезоны холодов. Песчаная подушка также выполняет немаловажную роль. Песок следует засыпать крупнозернистый, это позволяет воде равномерно распределяться по всей длине траншеи. Данная мера спасает фундамент от разрушений при низких температурах.
2-й этап. Основания для зданий встречаются двух типов: монолитные и сборные. Ниже приведена последовательность действий при изготовлении мелкозаглубленного монолитного ленточного фундамента. После того как все подготовительные работы были сделаны, самое время заняться возведением основания, данная процедура включает в себя армирование и заливку бетона. Армирование – это создание каркаса, материалом для него служит арматура различного сечения и профиля. Диаметры стержней следует выбирать, основываясь на расчетах, чаще всего, применяется арматура сечением 10 и 12 мм.
Следующий шаг – вязка арматуры. Есть достаточно много схем армирования, каждая из которых применяется в том или ином случае. Стержни, имеющие меньшее сечение, образуют вертикальный ряд, а арматура большего диаметра – горизонтальный. Дистанция между стальными стержнями в вертикальных рядах должна находиться в диапазоне 0,8-1,2 м. Должно быть не менее 2-х рядов. Стальные стержни арматуры связываются между собой вязальной проволокой, есть еще вариант со сваркой, но профессиональные строители очень редко прибегают к этому методу.
3-й шаг 2-го этапа, отвечающего на вопрос: «как сделать мелкозаглубленный ленточный фундамент своими руками» заключается в изготовлении опалубки, материалом для нее служит дерево. Лента фундамента должна быть 0,8 м в высоту. Ширина выбирается в зависимости от толщины стен будущего здания, разница должна составлять 10-15 см в пользу последних.
Заливку бетона нужно осуществлять по окончании всех вышеперечисленных процедур. После того как закончено литье бетона в опалубку, смесь нужно проткнуть в нескольких местах. Такая процедура проделывается для спуска воздуха.
Сборная несущая конструкция отличается от монолитной тем, что вместо бетона, который заливается на предварительно подготовленный арматурный каркас, используются бетонные блоки – ФБС. Подбирают блоки с нужными габаритными размерами, после чего из них выкладывают ленту нужной ширины и высоты, используя для крепления цементный раствор. С поисками нужных размеров проблем возникнуть не должно, на рынке строительных материалов представлен достаточно большой размерный ряд ФБС. Так выполняется возведение сборной несущей конструкции.
Мелкозаглубленный ленточный фундамент на склоне и на сваях
На конструктивные особенности основы может повлиять рельеф местности. Компенсации рельефных недостатков не должен брать на себя фундамент. Важно в самом начале строительства обеспечить сооружению правильную ориентацию. Учитывая все вышеприведенное, мелкозаглубленный ленточный фундамент на склоне следует возводить уступами, постепенно продвигаясь от низин к возвышенностям.
Способ, предложенный выше, не единственный. На грунтах, отклонение которых составляет 3-5°, применяют несущую конструкцию с опорными столбами. Целесообразно использовать такой вид фундамента на почвах, имеющих слабые прочностные характеристики – заболоченные, пучинистые, насыпные и другие грунты. Именно за счет свай несущая способность фундамента сильно возрастает, помимо этого, такой вид опор избавляет от вертикальных и горизонтальных смещений.
Опорные столбы, чем-то напоминают «ноги», придающие дополнительную устойчивость всему зданию. Мелкозаглубленный ленточный фундамент на сваях оправдает себя весной, во время таяния снега, потому что имеет гораздо меньшую вероятность просадки.