Для обшивки бани используют деревянную вагонку, благодаря своему качеству природного материала она лучше всего подходит для этой цели. Для получения реек, древесину высокого качества обрабатывают специально подобранным способом. Само название «вагонка» возникло благодаря тому, что изначально похожей деревянной рейкой обшивали вагоны общественного транспорта.
Оглавление:
- Вагонка из лиственных деревьев
- Вагонка из хвойных деревьев
- Необходимые материалы и инструменты
- Монтаж вагонки
- Видео по отделке бани вагонкой
Преимущества вагонки
Содержание
По технологии вагонку хорошо просушивают, её влажность составляет 12%, поэтому можно сказать, что это «дышащий» материал. Основное условие при отделке парилки – при уличных работах обязательно должна быть сухая погода, при внутренних, если процесс происходит зимой, — тепло в помещении.
Универсальность вагонки очень удобна, ею обшивают все помещение в целом, в результате поверхность получается довольно таки гладкой и ровной. При этом вагонка выступает ещё как звукоизоляционный материал. Обшитое вагонкой помещение, это не обязательно банная комната, которая выглядит очень красиво. Как облицовочный материал, вагонка является очень экономичной, она не нуждается в обработке после её монтажа. Как уже говорилось ранее, вагонка – это натуральный природный материал. Благодаря этим качествам её испарения полезны для здоровья человека. Помещения, обшитые вагонкой, очень комфортные, тёплые и умеренно влажные. Благодаря особым защитным пропиткам вагонка не теряет свой внешний вид спустя много лет, она прекрасно переносит жар и высокую влагу.
Основные преимущества вагонки:
- привлекательный внешний вид;
- длительный период эксплуатации;
- звуко- и теплоустойчивые;
- после пропитки специальным средством она влагоустойчивая;
- при облицовке с помощью вагонки легко скрыть неровности поверхности и инженерные коммуникации;
- не нуждается в ежегодной обработке.
Процесс обшивки поверхности вагонкой довольно прост, его может освоить каждый. Вагонка производится из различных пород дерева, каждая по-своему хороша. В природе существует два типа древесины: лиственная и хвойная. Для облицовки парилки необходимо брать осину или липу. Хвоей можно обшить другие помещения, кроме паровой. Она под влиянием высоких температур начинает выделять смолы, вредные для организма.
Вагонка из лиственных деревьев
Осина – самое широко используемое древесное покрытие для бань. В сравнении с липой она более твёрдая и имеет приятный горьковатый аромат. Срок эксплуатации осины неограничен.
Липа – часто используется в производстве вагонки. Как материал для облицовки парных она имеет довольно приятный аромат, сильно не нагревается и под влиянием влаги не теряет свой внешний вид. Стоимость её варьируется в зависимости от класса древесины, об этом чуть дальше.
Ясень – одна из ценных пород дерева, по своим качествам приближен к дубу. По фактуре ясен сероват с жёлтым или розовым оттенком, по текстуре – чётко выраженный и яркий. Структура у ясеня упругая и плотная.
Берёза – как облицовка для паровых помещений не подходит, беззащитна перед влагой, начинает гнить. Широко используется в сухих помещениях бани, очень неприхотлива в обработке.
Дуб – считается нарицательным материалом для обработки. Имеет самые лучшие качества дерева – прочность, высокая плотность, масса, красивая текстура. Дуб используется как в отделочных работах, так и в изготовлении дорогой мебели.
Вагонка из хвойных деревьев
Хвойная вагонка – универсальный материал, используется в облицовке как внешних, так и внутренних поверхностей. Очень выгодно использовать в экстерьерах, так как благодаря своим смолистым веществам устойчивая к влаге и воздействию разных микроорганизмов.
Лиственница – благодаря своей высокой плотности часто используется в создании несущих конструкций. Очень влагостойкая и среди всех упомянутых пород не подвластная гниению. Эти качества получены благодаря присутствию камеди в дереве. По причине чрезмерной плотности лиственницу очень трудно обрабатывать. Но, несмотря на это, она довольно таки легко раскалывается и почти не хранит тепло.
Кедр – мягкий и пластичный материал. Эфирные масла кедра обладают целебными свойствами, древесина легко обрабатываемая, имеет очень красивую структуру и приятный аромат. Относительно стоимости, это довольно таки дорогой материал.
Сосна – часто используется в строительстве, так как материал один из недорогих. Практически неподвластен гниению, но со временем может приобрести синеватый оттенок. По качествам сосна не проигрывает, но внешний вид уже не радует глаз. Для паровой комнаты сосна нежелательна, так как очень нагревается.
Ель – как материал для отделки поверхности очень ценится. По сравнению с сосной структура у ели немного рыхлее. Благодаря этому свойству древесина больше страдает от влаги, но с другой стороны, она выступает как хороший теплоизоляционный материал.
Классы (сорты) дерева
Для минимизации влаги и сохранения внешнего вида доски пакуются в термоусадочную плёнку. Перед этим вагонку распределяют относительно классов. Основные критерии выбора — природные и приобретённые пороки дерева.
Деревянная вагонка делится на классы: А, В и С. Но также имеется ещё дерево класса «Экстра» или «Премиум». Благодаря полному отсутствию сучков и прочих дефектов этот класс преобладает над классом А – первым сортом. Это самая дорогая вагонка. Доски С класса самые дешёвые, их производство осуществляется при минимальных требованиях. В итоге понятно, что все дерево проходит одинаковые процессы изготовления, а на сорта они распределяются при упаковке.
О профилях вагонки
Длинна вагонки для бани: 1,5 м, 3 м и 6 м. Производится вагонка «в четверть» и «в шпунт». Изначально, для плотного прилегания реек, они производились со своеобразными четвертями. Но всё равно идеальной плотности редко достигали, так как рейки сдвигались друг к другу. Сейчас же производится вагонка с замком «паз/гребень», которая лучше зарекомендовала себя в эксплуатации.
Существует также Евровагонка. Она практически не деформируется при усыхании. В России вагонка изготавливается согласно ГОСТ 8242—88, в зарубежных странах — согласно DIN 68126 (нормативы чуть строже). В результате евровагонка имеет индивидуальный профиль, сорт, размер, качество обработки и уровень влажности. Согласно Международному стандарту качества, на рейках обязательно должны находится продольные вентиляционные канавки. Они необходимы для борьбы с конденсатом и регулировании напряжения, возникающего при воздействии температуры и влаги. Находятся желобки на тыльной стороне доски. Зарубежная вагонка имеет более глубокие пазы для соединения, нежели российская, изготовленная согласно ГОСТ. По стомости Евровагонка дороже обычной.
Инструкция по отделке бани деревянной вагонкой
Перечень инструментов:
- шуруповёрт;
- лобзик;
- степлер строительный;
- молоток;
- отвес и уровень;
Необходимые материалы:
- вагонка;
- пленка для пароизоляции;
- минеральная вата;
- деревянный брус;
- саморезы для дерева (длинна 3,5 см, а также 7,5 см);
- полипропиленовый шпагат
- гвозди или кляймеры (длинна 2 см).
Перед монтажом вагонка должна, в раскрытом виде пролежать в помещении один-два дня. Она подвластна переменам влаги и ей необходимо адаптироваться к имеющемуся климату.
Вагонка, которая будет монтироваться в помещениях с высокой влажностью (душевая, парилка) в обязательном порядке должна быть пропитана противогрибковым водным раствором. Осуществляется эта процедура до момента отделки. Пропитка необходима как антисептическое средство: для избежания плесени, грибков, появления древесных насекомых.
Перед тем как приступить к процедуре пропитки дерева его необходимо подготовить: при помощи наждачной бумаги с мелким зерном ошкурить поверхность. При помощи этого с дерева удаляется шероховатость, и защитная основа наносится на доску однородно.
Согласно технологии работы с деревом, вагонку следует обработать со всех сторон. После нанесения защитного слоя доски должны полностью высохнуть, на это уходит около двух суток. Вагонка для паровой комнаты покрывается одни раз, душевая и раздевалка – 2 раза.
Перед тем как приступить к отделке помещений бани деревянной вагонкой, необходимо закончить прокладывать все инженерные коммуникации. Обязательно их протестировать для исключения каких либо поломок или неточностей. И только после этих процедур можно приступать к монтажным работам.
Монтаж вагонки
На первом этапе нам необходимо утеплить стену. Утепление стены выполняется минеральной ватой. Чтобы со временем минеральная вата не сползла или деформировалась ее можно закрепить полипропиленовым шпагатом.
Поверх утеплителя, с помощью строительного степлера, крепится пароизоляционная плёнка. Монтируется она к брусьям каркаса степлером. Чтобы достичь пароизоляционного эффекта ее нужно обязательно прикладывать шершавой стороной к утеплителю. Плёнку обязательно необходимо накладывать друг на друга в местах стыков с нахлестом примерно в 10 см.
После этого монтируем обрешетку. На смонтированную обрешетку с угла начинаем крепить вагонку. На данном этапе самое главное правильно вымерять и закрепить первую рейку, и тогда остальная конструкция не получится перекошенной.
Первая рейка крепится гвоздями, остальные же рекомендуем крепить на кляймеры. Плюсы такого метода в том, что не появится со временем ржавчины на шляпках гвоздей и конструкция будет разборной.
Кляймер устанавливается на внутренний паз рейки и крепится гвоздем к обрешетке. Так продолжаем пока не дойдем до последней доски. Последняя рейка крепится гвоздями, потому как кляймер в нее не войдет.
0 Комментариев Оставить комментарий